Ice-Skating
Участники Группы Последние сообщения On-line: гостей: 8. Всего: 8.
Фигурное катание

Элементы фигурного катания :: Аксель


Аксель. В настоящее время фигуристы выполняют этот прыжок в 1,5 оборота (одинарный), 2,5 (двойной) и 3,5 оборота (тройной; рис. 38). Существует прыжок в 0,5 оборота - так называемый перекидной, или прыжок тройкой, аналогичный акселю по способу отталкивания. Методически правильно рассматривать этот прыжок как аксель, но с поворотом на 180°. Аксель выполняют после мощного разбега (скорость его 5-6 м/сек) с переходом при подготовке к толчку к скольжению назад-наружу. Здесь очень важна устойчивость положения тела перед толчком. В этой фазе необходимо следить за прямым положением тела, не допускать отведения таза, опускания головы, сутулости, выраженной "озабоченности" подготовкой к прыжку.

Переход к скольжению на толчковой ноге вперед-наружу не должен вызывать заметного изменения направления движения тела. Это требование весьма существенно, так как в противном случае равновесие в толчке может быть нарушено. Угол постановки толчковой ноги в прыжке аксель у квалифицированных спортсменов - 120- 155°. Этот диапазон характерен для прыжков, выполняемых с высокой скоростью разбега. Средняя величина его у фигуристов, хорошо выполняющих прыжок аксель, равна 140°.

У квалифицированных фигуристов величина угла постановки толчковой ноги в прыжках аксель с различным числом оборотов приблизительно одинакова, что свидетельствует о единой технике выполнения начальной части прыжка.

перекидной прыжок
одинарный аксель
двойной аксель
Рис. 38. Прыжок аксель: а - перекидной; б - одинарный; в - двойной.

Рассмотрим основные ошибки, возникающие при увеличении начального вращения за счет увеличения крутизны толчковой дуги. Кривизна толчковой дуги при выполнении прыжка аксель, как правило, невелика (радиус ее равен 3-6 м). Тогда угловая скорость вращения, приобретаемая в результате скольжения по дуге, также невелика. Попытка увеличить начальное вращение, увеличив кривизну толчковой дуги, обычно приводит к нарушению поступательного движения продольной оси тела в полете. На рис. 39 даны два варианта выполнения толчковой дуги -малой и большой кривизны. В первом случае направления движения конька и о. ц. т. тела близки, что создает благоприятные условия для создания поступательного движения продольной оси тела в полете. Во втором случае направления движения конька толчковой ноги и о. ц. т. расходятся именно из-за большой кривизны толчковой дуги. В результате к концу толчка направление действия опорной реакции может пройти далеко от о. ц. т. тела. Это, во-первых, уменьшит эффективность толчка, во-вторых, создаст дополнительный вращательный момент, который вызовет поворот продольной оси тела в полете, т. е. ее движение не будет поступательным. Поэтому при обучении толчку в прыжке аксель не следует пытаться увеличивать начальное вращение, увеличивая кривизну толчковой дуги.

толчковая дуга в прыжке аксель
Рис. 39. Толчковая дуга в прыжке аксель:
а - правильное выполнение; б - неправильное;
Vк - скорость движения конька толчковой ноги;
Voцт - скорость движения о. ц. т.

Часто встречается ошибка - попытка создать начальное вращение с помощью вращения верхней части тела относительно нижней. Поворот верхней части тела в направлении вращения к концу толчка вызывает поворот нижней части в том же направлении, а это, в конечном счете, приводит к увеличению кривизны толчковой дуги со всеми ее последствиями. Сильнейшие фигуристы либо не делают такого поворота, либо совершают его в отрицательном направлении (так называемое контрдвижение). Это движение служит для компенсации незначительного поворота тела, вызванного скольжением по толчковой дуге; оно также облегчает выполнение маховых движений. Таким образом, важнейшим условием успешного обучения толчку в прыжке аксель является правильный выбор способа создания начального вращения.

Какие же варианты выполнения толчковой дуги в прыжке аксель встречаются в практике фигурного катания? Встречается несколько вариантов стопора. Прежде всего, это зубцовый стопор, при котором конец толчковой ноги, покидая лед, совершает перекат через зубцы. При этом след, оставляемый на льду, тонкий, не имеет выраженных признаков скобления ребром (рис. 40, а).

Реберный стопор. При выполнении его конек опорной ноги поворачивается относительно направления скольжения и соскабливает лед передней частью наружного ребра (рис. 40, б).

Интересно мнение специалистов о вариантах стопора. По мнению Ю. Мюллер (ГДР), теоретически стопор без скобления льда - зубцовый - обеспечивает большую высоту прыжка. Для придания телу устойчивого вращения стопор ребром предпочтительнее. К. Фасси (США) придерживается компромиссной точки зрения. Он считает, что след, оставляемый коньком при толчке, должен иметь два участка: выраженное скобление, постепенно переходящее в тонкую линию (рис. 40, в). Другими словами, стопор в прыжке аксель должен быть комбинированным: стопор ребром, переходящий в зубцовый.

Анализ рисунков, оставляемых коньком толчковой ноги, показывает, что при выполнении прыжка аксель чаще всего используется реберный стопор, за ним следует зубцовый, а далее - комбинированный. В прыжке двойной аксель чаще встречается реберный стопор, реже - комбинированный и еще реже - зубцовый.

При обучении толчку в прыжках аксель следует учитывать особенности каждого способа выполнения стопорящего движения. Зубцовый стопор помогает сохранить высокую горизонтальную скорость движения благодаря отсутствию длительного торможения коньком. Стопорящее движение, выполненное зубцом конька, более кратковременно и с точки зрения создания вращательного движения менее эффективно. Поэтому количество вращательного движения, приобретаемого телом фигуриста при зубцовом стопоре, при прочих равных условиях меньше, чем при стопоре ребром.

варианты стопора в прыжке аксель
Рис. 40. Варианты стопора в прыжке аксель:
а - зубцовый стопор; б - реберный; в - комбинированный.

Для выполнения прыжка аксель этого запаса вращения обычно оказывается достаточно для совершения необходимого поворота за время полета. Для прыжка двойной аксель нужно большее количество начального вращения, поэтому при выполнении его чаще имеет место стопор ребром или комбинированный. Кроме того, для толчка с использованием стопора ребром характерен больший угол вылета, что вызвано большим коэффициентом преобразования горизонтальной скорости разбега в вертикальную скорость полета. Стремление увеличить время полета, достичь большей высоты прыжка при выполнении двойного акселя также заставляет обращаться к использованию для отталкивания стопора ребром.

Таким образом, характер выполнения стопора в прыжках типа аксель играет важную роль, и в процессе обучения необходимо сопоставлять общий технический рисунок прыжка с особенностями каждого способа выполнения стопора. На основе такого сопоставления целесообразно корректировать технику толчка определенного фигуриста.

Сравнение стабильности выполнения прыжков двойной аксель показало, что фигуристы, использующие комбинированный стопор, прыгают более стабильно. Это обстоятельство позволяет предположить, что комбинированный стопор проще с точки зрения надежности управления.

Опыт доказывает, что овладение реберным и комбинированным стопорами проходит более легко и в более короткие сроки. Вместе с тем подчеркнуто внимательное отношение преподавателя к следу, оставляемому на льду, нередко приводит к тому, что фигурист любыми способами, вплоть до манипуляций стопой, стремится получить требуемый рисунок стопора. При таком подходе к обучению теряется из виду главное - обеспечение необходимых параметров поступательного и вращательного движений. Рисунок, оставляемый на льду при стопоре, может служить лишь для контроля правильности движения в толчке (разгибания толчковой ноги и туловища, маховых движений свободной ногой и руками).

В прыжках аксель с различным числом оборотов очень важна степень проявления стопорящего движения. В перекидном и полуторных прыжках стремление к выраженному стопору необоснованно. Встречается выполнение полуторного прыжка, в котором стопорящее движение выражено значительно, т. е. поворот конька по отношению к направлению прыжка достигает 90°. В таких случаях при переходе к овладению прыжком в 2,5 оборота возникает необходимость приобрести в толчке большее начальное вращение. Попытка сделать это за счет повышения эффективности стопорящего движения иногда вызывает чрезмерный поворот конька относительно направления движения (более 90°) - "выскальзывание" конька и потерю равновесия в толчке.

Для успешного овладения техникой толчка очень важно согласование стопорящего движения, поворота плеч и маховых движений конечностями. Величина опорной реакции в толчке достигает наибольшего значения в момент, когда руки и свободная нога, выполняющие маховое движение, направлены вертикально вниз. В этом положении конек толчковой ноги наиболее глубоко проникает в лед, что субъективно воспринимается фигуристом как упор, позволяющий уверенно выполнить отталкивание.

Освоение стопорящего движения должно начинаться с разучивания перехода на толчковую ногу. Этот переход обычно сопровождается небольшим поворотом плеч в отрицательном направлении. С началом маховых движений плечи и таз фигуриста поворачиваются в положительном направлении. В результате возникает стопорящее движение. На этом этапе обучения большое значение имеет контроль за положением линии плеч: в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом линия плеч должна быть перпендикулярна к направлению движения.

Таким образом, одним из критериев оценки действий в толчке может служить согласование положения линии плеч, маховых звеньев и акцента в стопорящем движении. Фаза активного отталкивания в прыжках аксель длится 0,2-0,3 сек. В течение этого времени звенья тела непрерывно меняют положение относительно друг друга. Для упрощения контроля за толчком в процессе обучения можно оценивать правильность положения тела в момент наиболее сильного взаимодействия конька со льдом: если в данный момент маховые звенья направлены вертикально вниз, а линия плеч перпендикулярна к направлению общего движения тела, значит, действия фигуриста согласованны на протяжении всего толчка.

В практике обучения встречаются случаи, когда стопорящее движение возникает раньше или позже указанного момента. В обоих случаях эффективность толчка падает. Субъективно фигурист ощущает в первом случае, что его как бы вдавливает в лед, во втором - что он осуществляет толчок с ускользающей опоры.

Рекомендуются два пути работы над согласованием стопорящего движения с разгибанием толчковой ноги и маховыми движениями: первый - по субъективному ощущению фигуриста, второй - путь объективной регистрации. Конечно, целесообразнее второй способ, хотя ощущения взрослых фигуристов в ряде случаев также дают преподавателю ценную информацию. Поскольку толчок очень кратко-временен, удобно пользоваться киносъемкой (профильной и зенитной, с частотой 24-32 кадра в 1 сек.). Идеальным методом является сочетание киносъемки с тензометрическим определением величины усилия на конёк толчковой ноги (с помощью тензостельки). Величину давления конька на лед характеризует также глубина оставленного следа. Сочетая киносъемку с регистрацией изменения глубины следа в процессе стопора, можно достаточно точно определить момент наибольшего давления конька на лед.

Обучение маховым движениям в прыжке аксель целесообразно начинать с имитационных упражнений в зале. Эти упражнения должны быть направлены в первую очередь на совершенствование траекторий движения центров тяжести звеньев, выполняющих маховые движения. Выбор траектории движения маховых звеньев в прыжке аксель определяется несколькими положениями.

Для совершения прыжков с максимальным числом оборотов следует уменьшать момент инерции тела при отрыве, одновременно повышая начальную угловую скорость вращения. Поэтому при овладении маховыми движениями руками и свободной ногой следует стремиться, чтобы траектории эти проходили близко от продольной оси тела. В прыжке аксель такого положения можно добиться, если выполнять мах таким образом, чтобы плоскости движений рук и свободной ноги были параллельны продольной оси тела и отстояли от нее на минимально возможное расстояние.

Другое положение заключается в том, что направление перемещения маховых звеньев должно в основном совпадать с направлением отталкивания. Направление движения о. ц. т. тела в прыжке аксель приблизительно совпадает с направлением касательной к толчковой дуге. Следовательно, именно в этом направлении должны осуществляться маховые движения.

Указанным двум положениям в наибольшей степени отвечает параллельный мах двумя руками в направлении вперед-вверх, аналогичный применяемому в прыжках в высоту при перекидном способе. Направление маха ногой также должно совпадать с направлением общего движения.

Для овладения маховыми движениями можно использовать следующее упражнение. Фигурист стоит на полу, руки опущены. Затем он отводит руки назад насколько может и без задержки энергичным движением посылает их вперед. При прохождении вертикального положения руки должны слегка касаться бедер. Движения рук должны проходить в параллельных плоскостях. Когда фигурист освоит это упражнение, можно использовать также отягощения весом до 1 кг, прикрепляемые к кистям рук.

Эффективно и аналогичное упражнение с резиновым амортизатором. Овладевая маховыми движениями руками, нужно стремиться максимально отводить их назад, так как это увеличивает путь разгона махового звена и создает предпосылки для увеличения скорости махового движения. В прыжке аксель у сильнейших фигуристов при отведении назад руки достигают горизонтального положения. Угол отведения бедра маховой ноги доходит до 45° по отношению к вертикали. Причем маховая нога должна быть согнута в коленном суставе, так как это уменьшает момент инерции ее относительно оси тазобедренного сустава и облегчает разгон всего звена.

Упражнения с отягощением и амортизаторами полностью применимы и для совершенствования махового движения свободной ногой.

Чрезвычайно важен в прыжке характер торможения маховых звеньев: чем быстрее торможение, тем более эффективно маховое движение. Поэтому другой важнейшей задачей имитационных упражнений является обучение быстрому торможению махов. Приведенные упражнения одновременно направлены и на совершенствование торможения махов. Однако в начале обучения акцент должен делаться на соблюдении правильности траектории движения и лишь затем - на быстроте торможения махов.

Мишин А.Н., Прыжки в фигурном катании, "Физкультура и спорт", 1976.

Новые сообщения сверхуАксель в книге А.Н. Мишина "Прыжки в фигурном катании"

Ubuntu
Copyright © Ice-Skating, 2007-2020 г.